Параллельная история общества

Изучая книги по истории фотоискусства, заинтересовался, чем иностранцы отличаются от русских? Смотря на фотографии из разных стран, русского видно сразу. Почему так? Просмотрев много фотографий, нашел ответ: русские люди погружены в себя, отрешены, живут как бы в своих мыслях, тогда как иностранцы живут в общении с миром. Следующим вопросом было, что и в какой момент истории произошло. Стал изучать фотографии разных десятилетий с начала ХХ века.

Оказалось, что русские не всегда были отрешенными. До революции я не увидел ни у кого состояния отрешения. У среднего класса лица спокойные в контакте с миром. Нижний класс жил в серьезном стрессе, и это видно на фотографиях. Довольно тяжело было женщинам – у многих лица злые. Но не везде. На фотографиях из Малороссии женщины вполне довольные и счастливые. Людям в целом было тяжело, но люди общались друг с другом, не замыкались.

Революция поменяла эту картину. Революция освободила женщин. Женщины стали выглядеть счастливыми. В 30-е годы многие фотографии просто сияют от счастья. Ничего похожего до революции не было. Я сделал для себя вывод, что нельзя однозначно считать, что революция была плохой.  Судя по фотографиям, революция принесла людям настоящее счастье. С другой стороны, люди, жившие в Малороссии стали после революции угнетены. До этого они жили вполне счастливо, а после революции началась их эксплуатация (зерно изымалось, продавалось, и на эти деньги проводилась индустриализация). Стало понятно, почему, например, в западных областях бывшего СССР существуют националистические настроения. СССР серьезно уменьшил количество счастья в этих регионах.

Смотря фотографии 40-х и 50-х годов, снова не увидел погружения в себя. Казалось бы, культ личности, лагеря, война должны были сказаться на состоянии людей, но этого не было. На фотографиях ­- открытые счастливые лица. Это перевернуло мои взгляды на историю. Оказывается, по официальной истории нельзя понять о том, что происходило в обществе, в настроении людей. Существует другая история, которую показывают фотографии. И эти истории разные.

Погружение в себя появилось в фотографиях 60-х годов. Люди на фотографиях понурые, серые, ни к чему не стремящиеся. Почти все. Что произошло с обществом? Такое ощущение, что у людей отобрали цель существования и превратили их в винтики большой индустриальной машины. И вся жизнь людей ушла куда-то далеко вглубь головы. Появилась новая форма гнета – интеллектуальный гнет.

Стало понятно, почему мы стали самой читающей нацией (потому что не открыты друг к другу). Понятно, почему возникла и развилась религия алкоголя и курения (от бесцельности существования). Понятно, почему сейчас мы живем так, как живем. Все понятно. И также понятно, как изменить положение: в жизни должна быть цель, после чего надо начать вытаскивать себя из своей «скорлупы» и взаимодействовать с миром. И всем будет хорошо при наличии правильной цели существования.

Задумался. Порядка миллиона погибших в результате тридцати лет репрессий (наличие цели в обществе) – это в десятки раз меньше, чем убил алкоголь в нашей стране прямо или косвенно (отсутствие цели в обществе). Получается, что в первую очередь надо беспокоиться о бессмысленности существования и внутреннем застое.

И отдельная проблема – наша советская школа и ее традиции. Дети на фотографиях находятся в серьезном стрессе, начиная с первого класса. У такой системы обучения нет будущего. Интеллектуальное насилие – особенность нашей современной жизни. Из школы интеллектуальное насилие переходит в семейные отношения. В семьях нет любви, и нет любви в обществе. Сокращается количество детей, так как каждый ребенок становится обузой. В глобальном плане это приводит к тому, что доля белого населения в мире сокращается. Систему обучения надо изменить на воспитание любви к ближнему.