Общение

Общение – это часть социального благополучия, а последнее – это составляющая здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения. Общение полезно для здоровья. Мы должны общаться. Многие болезни возникают из-за нежелания общаться с людьми, из-за ложного эгоизма. Многие люди исцелились, когда стали общаться, когда направили свою энергию от себя к другим людям. Они открылись миру, и мир дал им всё необходимое для жизни. Общение – это служение людям, и в этом качестве оно приносит счастье.

Давайте начнём общаться прямо сейчас. Мы все это умеем и любим. Только теперь будем общаться с установкой, что мы не знаем, как мыслит другой человек, мы не знаем, что у него внутри и о чём он думает. Даже если это близкий человек, которого мы знаем много лет, мы не знаем, что у него происходит внутри. И никогда не узнаем. Можем только догадываться очень и очень смутно. И все наши догадки могут быть неправильными. У другого человека свои представления о мире. И мы должны их уважать и учитывать.

Взгляд на мир другого человека отличается от моего взгляда на мир

Я уважаю взгляд на мир другого человека

И ещё одно важное дополнение, которое может избавить от множества негативных мыслей в жизни.

В любой ситуации есть множество вариантов поведения, и каждый человек ведёт себя лучшим на его взгляд способом. Если вам не нравится что-то в поведении другого человека, то знайте, что он выбрал это поведение только потому, что у него нет лучшего варианта поведения в жизненном опыте. Не корите и себя за свои прошлые поступки: вы также вели себя лучшим из имеющихся у вас в наличии способов. Так что, любое поведение – это выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент в нашем сознании.

Моё поведение – всегда лучший вариант из всех, которые я знаю

Поэтому нет смысла ворчать, сердиться, обижаться или расстраиваться по поводу своего поведения или поведения других людей – это ЛУЧШИЙ выбор. Могло быть хуже.

Принципы общения

Я общаюсь, чтобы другому было хорошо

1. Называйте человека по имени. Какое слово мы слышим чаще других? Какое слово больше всего связано с нашей душой, надеждами, планами, мечтами? Ошибочное произношение какого слова переносится нами тяжелее всего? Неуважение к какому слову нам трудно простить? Запоминайте имена, записывайте их, напоминайте их себе, держите их у себя перед глазами. Доброжелательное произнесение имени располагает к нам нашего собеседника. Как, кстати, меня зовут, автора книги?

2. Благодарите. Высказывайте свою признательность за всё хорошее, что вам делают другие люди, и им захочется повторить это для вас не раз. Благодарите всё, что посылает вам судьба, и хорошее, и плохое. Если вам сделали хорошо – благодарите. Если вам сделали плохо – благодарите. Потом поймёте, что в этом хорошее. Поняли – благодарите за то-то и то-то. Не поняли – поблагодарите за урок. Болезни – наши лучшие учителя. Учителей надо благодарить. Что-то произошло в вашей жизни, выскажите благодарность человеку или судьбе. Увеличится ваша внутренняя сила и мудрость. Благодарю, что вы читаете этот текст.

3. Искренне интересуйтесь другими людьми. Искренность – очень ценное качество характера. Искренность располагает сердца к общению, вызывает ответную искренность. Вы получите от жизни всё, если будете в меру своих возможностей помогать другим людям получить от жизни то, что хотят они, а не вы, согласно закону пожертвований. Служение – самое большое счастье в мире.

4. Находите в людях хорошее и говорите им об этом. Духовный человек старается не замечать в людях плохое – это уменьшает внутреннее счастье. Духовный человек не успокаивается, пока не найдёт в человеке хорошее, и затем старается полностью сосредоточиться на хорошем. Вспомните, есть сознание мухи и сознание пчелы. Муха летит через цветущий луг и видит кучу навоза. Мухе безумно интересно, и она не может пролететь мимо. Она внимательно изучает кучу, тратит на неё время. Потом появляются детишки, и муха полностью погрязла в навозе. Пчела же кучу навоза просто не замечает. Сознание пчелы полностью сосредоточено на нектаре. Духовный человек как пчела устремлен к нектару хороших качеств человека. Будьте пчелой. «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их в течение всей жизни — повторять через много лет после того, как вы их уже забудете», – сказал Дейл Карнеги.

5. Будьте осторожны в критике. Критика вызывает всплеск эмоций и выброс в кровь гормонов гнева и равносильна нападению. За критикой следует эмоциональное сражение. Неконтролируемый гнев разрушает здоровье. Следует оценивать не самого человека, а только его поступок. Плохих людей не бывает. Каждый человек поступает каждую секунду так, как он считает лучшим, исходя из своего жизненного опыта. Вместо заявления: «Ты такой глупый!», лучше сказать: «Твой поступок был не очень умным». Ещё лучше описать свои переживания по поводу чужого поступка: «Твой поступок расстроил меня». Оптимальный алгоритм конструктивной критики, вызывающей минимальное сопротивление, можно описать так:

5.1. Проникнитесь собеседником: «Я тебя понимаю»; «Ты мне интересен»; «Я уважаю тебя как личность»; «Мне понравилось, как ты…».

5.2. Покажите ваши переживания: «.Но меня огорчает твой поступок» (тактично сообщите о своих отрицательных эмоциях по поводу его поступка).

5.3. Поясните, почему вам не нравится поступок. Привлеките собеседника к обсуждению «Ты знаешь, почему твой поступок так огорчил меня?», «У нас так много общего. Представь себя на моём месте». Позвольте собеседнику понять вас.

5.4. Поищите новые способы поведения: «А если сделать по-другому…?»; «Если хочешь, то я могу предложить тебе такой вариант поведения…»; «В подобной ситуации мне очень помогло следующее решение проблемы…».

Я не даю никому оценок

Я могу оценить только поступок

Я говорю про свои переживания

Я говорю «Я», не «мы» – это честность

6. Слушайте. Узнайте желания другого человека. Поощряйте других людей говорить о самих себе, и сами говорите о том, что интересует вашего собеседника.

7. Не навязывайте своё мнение. Учитывайте, что у других людей другие потребности. Они могут не только не совпадать с вашими, но и быть им прямо противоположными. Поэтому предоставьте другим людям свободу в выборе, как им действовать. Не ограничивайте их своими моделями поведения. Эгоизм человека заставляет его делать в первую очередь то, что хочется ему. Дайте собеседнику понять, что выполнение каких-то действий, нужных вам, тоже удовлетворит и его потребности. Если у вас есть план, то согласуйте его с собеседником. Собеседник ещё не обдумал его, и он сразу не может оценить все достоинства и недостатки ваших решений. Пусть на первое время предложит что-то своё. Не торопитесь. Учитывайте потребности других людей.

Существует четыре модели выстраивания деловых отношений: «мне выгодно, другим выгодно», «мне выгодно, другим не выгодно», «мне не выгодно, другим выгодно», «мне не выгодно, другим не выгодно». Так вот, только «мне выгодно, другим выгодно» приводит к успеху. В бизнесе, например, работает только эта модель, все другие модели приводят к разрыву отношений. Если мне невыгодно, то я не буду этим заниматься. Если другому невыгодно, то он и не будет желать иметь со мной отношений.

Мне выгодно, другому выгодно

Не навязываю своё мнение

Поговорите с любым человеком о здоровье. Выясните, есть ли у него проблемы, и как он с ними справляется. Возможно, вы получите новые эффективные методики оздоровления. В свою очередь предложите помощь ваших методов.

Задание. Пишу в тетрадь новый метод оздоровления, который я узнал от другого человека. Возможно, он станет ещё одной важной частью Уроков здоровья в будущем.

Коучинг. Путешествие в мире собеседника

Для повышения своих возможностей в общении до уровня, когда могут происходить чудеса, используем принципы коучинга. Чудесь – это неожиданные откровения для вас и вашего собеседника, могущие существенно улучшить вашу жизнь и жизнь вашего собеседника. Уверен, эти принципы помогут вам в самых обычных ситуациях и в общении с близкими.

Что такое коучинг? Английское слово coach означает вагон, карета, экипаж или наставник, тренер. Определение коучинга множество, но суть следующая. Коуч – это учитель, который не имеет власти над собеседником, не берет за него ответственность, не пытается ему навязать что-либо. Собеседник, как взрослый человек, должен сам разобраться в проблеме и поставить перед собой цели и обязательства, исходя из своего жизненного опыта. Коуч при этом может вообще не иметь знаний в области проблемы, но коуч твёрдо знает, какие фазы мышления должен пройти собеседник, чтобы раскрыть свои выдающиеся способности и получить силу для решения проблемы. Коуч всеми силами старается создать благополучие собеседника, задавая наводящие вопросы, искренне интересуясь внутренней работой собеседника, сочувствуя и сопереживая.

Умения коуча – это создать контакт, чтобы собеседник стал искренним, привнести ясность, чтобы собеседник увидел проблему со всех сторон, и вдохновить на обязательства, чтобы у собеседника появилась сила решить проблему.

Я поддерживаю контакт, терпеливо привношу ясность и вдохновляю на обязательства

Коучинг – это духовная работа. Чтобы поддерживать контакт внимательно слушайте, наблюдайте за эмоциями, различайте состояния собеседника, моделируйте и чётко и понятно излагайте.

Чёткость изложения означает, что вы задаёте вопрос, получаете ответ и сопутствующую обратную связь о состоянии собеседника, переформулируете полученный ответ своими словами в близкое вам и собеседнику утверждение, добавляете в него вызов проблеме и подводите итог, в чём заключается очередная идея решения проблемы.

Чтобы решение проблемы было эффективно для собеседника, убедитесь, что для него действительно это важно, что он хочет решить проблему (замотивирован), что он решил, чем он будет заниматься сейчас, какие у него есть ресурсы для решения проблемы, и что решение для него доступно и очевидно,

Всю технику коучинга изучать долго и сложно. Я считаю, что наиболее интересным для работы над собой, и если глубоко посмотреть – над своим здоровьем, является работа с типичными ошибками коучинга. Приведу их:

1. Много говорить. В этом случае вы удовлетворяете свои потребности, а не потребности собеседника. Ваша цель другая. Вы помогаете другому человеку, забудьте на это время про себя. Собеседник начнёт разочаровываться в вас, и это не поможет ни ему, ни вам. Старайтесь говорить немного, не более 20% от всего сказанного. Если больше, то вы уже, скорее всего, навязываете свою систему ценностей. Чтобы справиться с этой ошибкой, вам необходимо понять, какую потребность вы пытаетесь удовлетворить за счёт собеседника и работать над ней самостоятельно. Познайте себя.

Меньше говорю, больше слушаю

2. Неспособность отказаться от решения проблем. Это происходит тогда, когда мы проблему собеседника начинаем воспринимать как свою. Не надо искать решение проблемы у себя в голове. Вы легко решите проблему собеседника. Со стороны легко решать. Но что это даст ему? Сосредоточьтесь на процессах, происходящих у собеседника. Начнёте сразу решать проблему, можете потерять доверие собеседника. Сначала выясните, какая проблема на самом деле волнует собеседника. Не торопитесь. А лучше вообще даже и не пытайтесь ничего решать. У Вселенной всё равно есть своё решение, согласно закону справедливости. Не давайте советы. У американцев есть поговорка: «Возьмите мой совет, поскольку сам я им не пользуюсь».

3. Неспособность встретиться с собеседником в его реальности. Вы вводите его в свою и говорите: «Встань вместе со мной, делай вот такие шаги, и мы пойдём». Сделать надо полностью противоположное – надо научиться ходить в его реальности. Это сложно, поэтому для начала смотрите на собеседника как на «чёрный ящик». Задавайте собеседнику вопросы и затем на основе ответов стройте утверждения в таком виде, чтобы собеседник мог на их основе принять собственные решения. Вы подталкиваете собеседника делать шаги, а он вам показывает, как ходить в его реальности. Задаётся какой-нибудь довольно общий вопрос, например: «Что для вас важно в этой ситуации?» – и человек отвечает. По его ответу вы понимаете, как он ваши слова воспринял, как их интерпретировал, в какую сторону собирается двигаться. Задача: обнаружить систему приспособления собеседника к реальности и начать с ней работать, пытаясь изменить побуждения собеседника. Это работа на духовном плане.

Что для тебя сейчас важно?

4. Неспособность уловить, что собеседник говорит, и чего он не говорит. Очень часто, почти всегда, люди не излагают свои реальные запросы, свои потребности или проблему в начале беседы. Возможно, собеседник просто не видит свою проблему – это так называемое «бревно в глазу». Он может, например, сказать: «Я всё время пытаюсь выйти через стену. Я пробовал с разбегу, с наскоку, просто стоял возле неё, затем снова пытался пройти с разбегу и затем перепробовал множество других способов». Большинство людей так и делает. Ошибкой будет пытаться решить его проблему в лоб. Вы можете посоветовать ему увеличить скорость. Но это не решит проблему, а даже создаст больше проблем, так как он просто разобьёт лоб. Нужно понять, что собеседник недоговаривает, не раскрывает полностью ситуацию. Когда наступит ясность, вы увидите, что рядом дверь, но не стоит об этом сразу говорить собеседнику. Попросите его расширить кругозор, и он сам догадается, что надо выходить через дверь. Возможно, вообще одной стены нет, и путь полностью свободен. Но надо увидеть наиболее правильный путь.

5. Неспособность проверить предположения. Весь коучинг – это предположения. Помогите вашему собеседнику не быть «слепым котёнком». Если что-то не получается, пусть анализирует, что за этим стоит, какие убеждения неправильны, как и почему он решил действовать неэффективным образом. Обеспечьте собеседнику постоянный внутренний процесс. «Почему? Какое убеждение за этим стоит, почему вы считаете его правильным?» Если человек будет постоянно над этим задумываться, то постепенно, у него возникнет навык не делать так, как он привык, а проверять, действительно ли это лучший способ.

Действительно ли то, о чём ты говоришь, является лучшим способом поведения?

А что ещё возможно для тебя?

6. Использование своего собственного стиля или взгляда на мир. Очень часто получается, что мы говорим одно, а делаем другое и чаще всего не особенно это замечаем. Указывайте постоянно на это несоответствие себе и вашему собеседнику. За один раз не получится исправить. Это задача длительных медитаций и практик. Стремитесь к постоянной осознанности, в каждый момент времени наблюдайте себя как бы со стороны. Таким образом, вы будете более эффективно контролировать ум и чувства.

7. Привязаться к результатам собеседника. Зависимость лишает нас объективности. Мы начинаем давить на собеседника, отнимать его жизненное пространство для решения проблемы. Это эгоизм. Мы осложняем работу над собой у другого человека. Это большая проблема. Многие родители настолько сильно привязаны к своим детям, что просто не дают им сформироваться во взрослых людей. Я думаю, множество таких примеров вам известно.

8. Привязаться к своим успехам в помощи собеседнику. Неизвестно, что успех, а что нет. Все движется по закону справедливости Вселенной. Не вам это решать. Оставляйте своё эго за порогом.

Я не хочу быть эгоистом

Готовы потренироваться?

Примеры вопросов, которые задают коучеры: «Что для тебя важно? Что ты собираешься с этим делать? Какие для тебя наиболее хорошие возможности решения данной проблемы?» Например, повторяя только один вопрос «Что для тебя ещё возможно?», можно добиться колоссального прорыва в духовном росте собеседника.

Другой пример. Человек говорит: «Я собираюсь сделать то-то и то-то, помогите мне». Вы может его спросить: «Хорошо, какие люди в это вовлечены? Почему вы считаете, что эти люди правильные? Какие критерии привильности? Какие поступки должен совершать каждый из этих людей? Выбор времени и места: почему они это делают, что будет их мотивировать? Как вы считаете, что им поможет помочь, и что может служить дополнительной мотивацией? И, в конце концов, какими способами они будут действовать?»

Вопросы по модели коучинга: «что важно?», «что можно сделать?», «какие существуют возможности?», «какую последовательность действий вы можете для себя определить?», «что будет, если это сделаете?», «удовлетворяет ли это вас?», «готовы ли вы взять на себя обязательства это сделать?» Задавая эти вопросы, вы можете помочь собеседнику разобраться в своих проблемах, даже плохо его понимая.

Что для тебя важно?

Что ты можешь сделать?

Какие у тебя ещё существуют возможности?

Как ты будешь действовать и в какой последовательности?

Что будет, если ты это сделаешь?

Удовлетворит ли это тебя?

Готов ли ты дать обязательство это сделать?

Материал на основе книга Майкла Р. Джей «Coach2: Коучинг до самой сути»

Что делать, если болеют близкие?

Помогите вашим близким и друзьям, если они болеют. Не оставляйте их. Им плохо, наверное, страшно. Внушите им уверенность. Ощущение здоровья передаётся через уверенность, жесты, телесный контакт, энергичность, жизнерадостность. Внушите им веру в то, что они исцелились. Прикоснитесь к больному месту и прогоните болезнь словами. Прикажите, чтобы болезнь ушла. Действуйте через любовь. Искренне возжелайте добра и здоровья вашим близким. Прямо сейчас попросите для них здоровья. Увидьте мысленно их здоровыми и счастливыми.

Используйте следующую хорошо проверенную технику.

1. Спросите людей, которым вы оказываете служение, какие у них проблемы и что нашёл врач. Сосредоточитесь и внимательно слушайте, чтобы не упустить проблему.

2. Скажите: «Это несложно!» – независимо от того, каким бы тяжёлым не был недуг. При божественном вмешательстве не страшен даже самый фатальный недуг. Фраза «это легко, это несложно» обнадеживает человека, а также укрепляет вашу веру.

Это легко, это несложно!

3. Прикажите болезни выйти вон. Возложите руки на больное место. Скажите, что здоровье возвращается в больной орган. Попросите душу очиститься от греховных желаний, приведших к болезни. Именем Бога изгоняйте болезнь. Бог – причина всего сущего. Бог – это сама жизнь. Повторяйте имена Бога многократно.

Болезнь – выйди вон!

4. Попросите приложить веру в действие. Пусть проверят, осталась ли болезнь, ушла или уходит?

5. Попросите пообещать отказаться от греховных действий, от эгоистических желаний. Попросите, чтобы поблагодарили Бога за исцеление. Благодарность Господу может полностью завершить исцеление.

Я отказываюсь от греха в моей жизни

6. Если больной скажет, что «всё ещё болит», спросите, насколько уменьшилась боль. Попросите поблагодарить Господа за освобождённую часть от боли. Последние следы боли уйдут. Благодарность Богу – лучшая гарантия полного исцеления. Истовая вера исцеляет полностью самые фатальные заболевания.

7. Думайте, думайте, думайте об исцелении, об образе здоровья, а не болезни.

8. Если вы не врач, не пытайтесь практиковать медицину. Не прописывайте лекарств, и не просите отказываться от лекарств.

9. Не ставьте диагноз. Пусть больной сам скажет вам, в чём заключается его проблема и в чём её симптомы.

10. Если болезнь не ушла, обратитесь к Господу за помощью. Будьте настойчивы. Если же всё-таки вы не получили видимых результатов, ободрите больного, сказав, чтобы он верил в то, что исцеление началось, потому что целительная сила Божья вошла в него. Поразительно, как многие люди потом обнаруживают, что были исцелены.

Чтобы не происходило, исцеление началось. В этом нет никаких сомнений

11. Чтобы вы не делали для Господа, делайте это с энтузиазмом и воодушевлением. Ни в коем случае не будьте равнодушны. Если вами владеют сомнения или неуверенность, заставьте эти чувства уйти. Если вы колеблетесь – отбросьте и это!

12. Будьте смелы. Не позволяйте страху остановить вас. Говорите авторитетно. Это не значит, громко. Но, если вы знаете, о чём говорить, – скажите это должным образом. От вас исходит мощное поле силы. Чем ближе вы находитесь к человеку, тем больше силы он получит. Стойте ближе к человеку, но соблюдайте такт.

13. Исцеление требует настойчивости и практики. Не позволяйте больным терять исцеление из-за сомнения и неверия. Будьте с ними, пока они действительно не осознают, что исцелены. Исполнитесь Божьего Духа. Будьте мудры, рассуждайте здраво, осторожно, благоразумно. Будьте смелыми, сильными, уверенными в себе!

Материал составлен на основе книги Чарльза и Фрэнсис Хантеров «Исцеление больных», исцелявших людей тысячами своей глубокой верой.

«По вере вашей да будет вам». (Иисус)

Социальная деятельность

Возможно, многие энтузиасты оздоровительных методик стали здоровыми не благодаря своим методикам, а благодаря активной жизненной позиции, стремлению помогать людям и большому кругу общения.

Активная социальная деятельность имеет очень большое значение в жизни каждого человека. Во-первых, человек начинает активно общаться и выходит из своего внутреннего мира, возможно состоящего из тяжёлых негативных маятников, разрушающих здоровье. Во-вторых, появляется ощущение осмысленности жизни, появляется настоящее желание жить. Многие люди ищут социальную деятельность, так как не видят смысла в привычном существовании. «Я что-то делаю, но какой в этом смысл?» Социальная деятельность напрямую человека сталкивает с проблемами других людей, даёт возможность почувствовать себя нужным и реально увидеть результаты своих усилий в счастливых улыбках других людей. Существование ради материальных вещей и чувственных удовольствий не приносит удовлетворение, а социальная деятельность – приносит. Наша природа – служение. В-третьих, социальная деятельность – это пожертвование, за которое человек получает особую милость Вселенной.

Социальная деятельность введёт в ваш круг общения много ярких и открытых личностей. Ваша жизнь наполнится настоящими эмоциями и множеством переживаний. Ваш внутренний мир раскроется. Вы поймёте свои настоящие способности, увидите, где вы себя обманываете, а где недооцениваете. Вы сможете вернуться в детство и раскрыть в себе забытые таланты, которые были задавлены шаблонами «как надо жить». Вы сможете сравнить себя с другими людьми и почувствовать Гармонию мира. Мы всё время стремимся к тому, чтобы обороняться от других людей и Природы, но в итоге приходим к одиночеству и теряем связь с настоящим миром. Социальная деятельность поможет вам вернуть всё на свои места и почувствовать себя более защищенным, так как в мире есть такие же люди, как вы.

Социальная деятельность даёт третью часть здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения: социальное благополучие.

Придайте общению массовость и большую направленность к здоровью через социальную деятельность. Помогите людям реализовать их мечты. Соберите команду единомышленников. Спортивные игры, путешествия, благотворительность и совместные приключения отлично укрепляют здоровье. Организуйте клуб здоровья. Давайте дружить клубами!

Задание. Пишу в тетрадь название клуба, его миссию и краткое описание, чем вы в нём занимаетесь.

Если вы не состоите в клубе, то придумайте название своего будущего (или уже настоящего) клуба здоровья и напишите его миссию. Какой деятельностью вы бы хотели заниматься в клубе на благо всего человечества?

«Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоём глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Иисус)